Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

Что надо знать перед покупкой франшизы: пять заблуждений предпринимателей

12.07.2018

Как люди делятся на оптимистов и пессимистов, так и у предпринимателей есть две диаметрально противоположные оценки возможностей франшизы как бизнес-инструмента. Нейтральные и взвешенные мнения в меньшинстве.

Миф 1. Франшиза = обман
Франшиза, это все-таки не спонтанная и эмоциональная покупка, обычно есть время на проверку компании. Но при этом на рынке сейчас много предложений по франчайзингу сомнительного качества с точки зрения самой бизнес-модели. Некоторые люди открывают бизнес не для того, чтобы зарабатывать непосредственно на нем, а чтобы развиваться по франчайзингу и за счет этого получать прибыль.

Обман может заключаться в излишне завышенных ожиданиях — ваш партнер предоставит все необходимое по договору и даже будет поддерживать, вот только у него самого бизнес-модель не работает нормально, поэтому и толку от его советов не будет. Поэтому самый главный критерий при выборе франшизы — какая бы не была инновационная идея, компания должна приносить прибыль ее владельцу. Пока нет прибыли — нет и доверия к предложению по франшизе.

Миф 2. Легкие деньги
Это и есть обратная сторона медали. Франшиза — это не золотая жила, чтобы можно было купить стартовый пакет и больше ничего не делать.
Если человек готов стать предпринимателем с помощью франшизы, то нужно быть готовым нести ответственность и понимать все риски — пусть и не в такой мере, как обычный бизнес «с нуля». Управляющая компания не будет вместо вас запускать и контролировать рекламную кампанию в вашем городе. Поговорка про рыбку и удочку — как раз правильно описывает механику взаимодействия.

Миф 3. Из Москвы — в регионы
За последние годы намного чаще тиражируются не успешные проекты из Москвы и Санкт-Петербурга, а из регионов. Для этого есть ряд факторов. Во-первых, их предложение дешевле. Во-вторых, лучше адаптировано для средних городов, потому что предприниматель уже проверил свою бизнес-модель в аналогичных условиях.

Все знают пример «Додо Пицца», но на самом деле есть и много других success story. К примеру, сеть детских образовательных центров с физическими и химическими опытами «Фарадей» и «Эдисон», которые стартовали пару лет назад в Пятигорске и теперь разрослись в совокупности до 80 центров по России с помощью франшизы.

Миф 4. Только еда
Многие популярные фастфуд-сети развиваются через франшизу, такие как McDonald’s, Subway, «Сбарро», поэтому возникает ощущение, что большинство предложений на рынке так или иначе связано с едой. Это миф только отчасти.
Бывают краткосрочные тренды — например, лет 5 назад все повально стали открывать чайные бутики по франшизе. Но в целом есть несколько ключевых отраслей.

Однако такими довольно очевидными отраслями предложения не ограничиваются. Распространены, к удивлению многих, франшизы по предоставлению b2b-услуг. Много предложений и по производству — например, один производитель бытовой автохимии заключил уже 40 контрактов по франшизе. Он передает партнерам готовое производство «под ключ», включая оборудование, рецептуру, все контакты по закупкам. Непосредственно производством и дистрибуцией компания занимается только в своем и близлежащих регионах. Продукты относительно недорогие и транспортировка на другой конец страны для него нецелесообразна.

Миф 5. Франшиза позволяет работать на любом рынке
И здесь нет противоречия с пунктом выше. Помните гуляющую по сети шутливую картинку «shut up and take my money»?
Бизнес по франшизе — это тоже бизнес, и нужно обладать как минимум желанием работать в этой сфере, а как максимум какими-то дополнительными ресурсами, которые будут полезны — особые навыки и знания, связи, база контактов, наличие первых заказчиков, не говоря уже и о повышенной мотивации заниматься любимым делом.

Характерный пример — сеть школ по радиоуправляемым моделям, где ребята школьного возраста не только развлекаются, но и изучают конструкцию автомобилей и получают другой образовательный контент. Значительная часть тех, у кого этот бизнес «пошел» — это люди, которые сами в детстве ходили на кружки по радиотехнике и увлекаются подобными вещами. Увлечение темой на протяжении десятков лет позволяет им иметь со старта круг потенциальных клиентов, знать, где они общаются в конкретном городе и другие нюансы, которые «с улицы» узнаешь далеко не сразу. А недостаток их бизнес-опыта как раз компенсируется поддержкой со стороны управляющей компании.